• Главная
  • 16 июля, вторник
  • Доллар: 0
  • Евро: 0
  •  
  • Регистрация
  • Вход
  • Гойда Евгения
    Специалист по недвижимости
    +7 (343) 290-95-24

    Анализ государственной жилищной политики

    01 апреля 2013
    Анализ государственной жилищной политики

    В России неоднократно принимались программы по государственной жилищной политике. В июне 1993 г, в марте 1996 г, в сентябре 2001 г, 17 декабря 2010 г. Последняя программа называется ФЦП «Жилище». Она рассчитана на период 2011-2015 гг.

    Кроме того, в 2005г был запущен национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», который стал осуществляться параллельно с  ФЦП «Жилище».

    В результате мирового экономического кризиса в декабре 2008г была принята программа реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» на 2009-2012гг., разработанная с учетом изменившейся экономической ситуации в стране, а также опыта, накопленного на первом этапе. Ее целью определено «развитие рынка доступного жилья и обеспечение комфортных условий проживания гражданам России».

    В новом программном документе скорректированы в сторону уменьшения почти все ключевые плановые индикаторы

    1 июля 2009 г. на заседании Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике в программу реализации проекта «Доступное и комфортное жилье» был внесен ряд изменений, касающихся основных целей, задач и объемов финансирования проекта.

    Результаты выполнения всех программ и решений оказались далеко не радужными, если не сказать хуже. На них повлиял не только мировой кризис, но и просчеты при составлении планов, а также их недостаточное нормативное обеспечение.

    • Нет стратегии решения проблем с жильем. В программах фигурируют слова «доступность» и   «комфортность», но конкретная и четкая характеристика этих понятий отсутствует.
    • Планируется осуществлять преимущественное строительство жилья «эконом-класса», однако отсутствуют эксплуатационные его характеристики и технические нормативы. Есть ссылки только на его предполагаемую стоимость и площадь на одного человека.
    • Основным показателем доступности  определен «коэффициент доступности жилья» т.е. срок, за который средняя семья может купить квартиру, если все доходы будут откладываться для этой цели. Этот коэффициент рассчитывается исходя из средней цены квадратного метра, среднего дохода одного человека умноженного на три (семья из трех человек) и соцстандарта общей площади жилья в 54 кв.м. Эта схема некорректна т.к. она не соответствует реальной жизни. Средняя семья состоит из родителей и ребенка, который доходов не имеет. Кроме того в развитых странах применяется «индекс доступности жилья с кредитом», который показывает возможность среднего домохозяйства оплачивать ипотечный кредит, выданный банком на приобретение жилья, с учетом расходов, необходимых для обеспечения текущего потребления. Данная методика оценки доступности жилья в России не используется.
    • Нет системы регулярного технического аудита жилфонда.

    Поддержка жилищного строительства

    Поскольку гражданин может купить жилье или построить его за свой счет, а средств для этого не хватает государство создало ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» (АИЖК).

    Основными задачами Агентства являются:

    • создание единых стандартов ипотечного жилищного кредитования;
    • обеспечение доступности ипотечных кредитов для широких слоев населения на всей территории России;
    • создание возможности рефинансирования для ипотечных кредиторов;
    • создание вторичного рынка для обязательств, обеспеченных ипотекой;
    • формирование рынка ипотечных ценных бумаг.

    Государственная политика содержания, реконструкции и ремонта жилья

    Капитального ремонта требуют более 50% жилых помещений и хотя 85% их находятся в частной собственности ремонт финансируется в основном государством. Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства осуществляет бюджетное финансирование программ регионов по капремонту.

    Обязательными условиями для получения федерального финансирования через Фонд ЖКХ являются:

    • наличие в регионе программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и переселению граждан из аварийного жилищного фонда, необходимых нормативных правовых актов и пакета документов, предусмотренных федеральным законом «О Фонде содействия реформированию ЖКХ»;
    • участие в региональной программе не менее двух МО с совокупным количеством жителей, составляющим не менее 20% от общей численности населения субъекта РФ;
    • наличие на территории МО определенного количества действующих коммерческих организаций16 коммунального комплекса;
    • наличие на территории МО определенного количества действующих коммерческих организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами (помимо ТСЖ и различных форм жилищных кооперативов);
    • наличие на территории МО определенного количества ТСЖ.

    Постепенно планируется перейти к полному финансированию эксплуатации и капремонта за счет владельцев жилья, т.е. ТСЖ.

    К сожалению, во многих регионах для получения федеральных средств, стали массово создавать коммерческие организации (УК и ТСЖ), которые стали посредниками между поставщиками и потребителями услуг. В итоге стали расти тарифы. Появилось множество мелких фирм, исправно собирающих средства за коммунальные услуги, но не имеющих нужных ресурсов. . В то время как доля коммерческих структур в общем числе организаций, управляющих многоквартирными домами, достигла почти 80%, доля многоквартирных домов, находящихся под управлением коммерческих УК, составила всего 20%. ТСЖ часто создаются под давлением администрации регионов, а иногда формально или даже фиктивно.

    Кроме того формально к многоквартирным домам относятся даже здания, в которых всего 10-15, а то и 2-4 квартиры. Как правило, они построены очень давно, обветшали, и создавать в них ТСЖ не имеет смысла, однако они учтены при расчете нормативов. С учетом возросших цен затраты на ремонт, установленные федеральными стандартами недостаточны и не отражают реальных расходов. Стоимость капремонта, с отселением жителей, значительно выше нормативной. Она составляет 60% от цены нового строительства, а при реконструкции 70-80%.

    Сегодня собственники должны оплачивать 5% стоимости капремонта или реконструкции жилья, но с учетом вышеизложенного им это явно не по карману. В европейских странах и США есть специальное льготное кредитование на капремонт, работают налоговые послабления. В нашей стране такая поддержка отсутствует.


    Комментарии

    Статистика по вторичке

    Аналитика недвижимости

    01 февраля 2016
    Треть мировых компаний работает не эффективно
    17 ноября 2015
    Продать недвижимость по цене предложения невозможно
    03 ноября 2015
    Недвижимость Москвы по итогам 10 месяцев 2015 года
    27 октября 2015
    Эксперты считают, что цены на жилье завышены
    20 октября 2015
    Падения цен на новостройки не будет считает эксперт

    Последние новости

    16 апреля 2016, 23:59:18
    Россияне ищут новые способы решения проблемы жилья
    16 апреля 2016, 23:56:30
    В России уменьшился профицит торгового баланса
    16 апреля 2016, 23:54:45
    Величина реальных налогов в России
    Warning: require_once(/home/r/rizon/srazudoma.ru/public_html/fd3488a5c2d4ead62135fdc9a67f8c0b/sape.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/r/rizon/srazudoma.ru/public_html/index.php on line 222